Дизайн от «восьмерки», мотор от нее же и плохая конструкция: мифы и факты о ЗАЗ-1102 Таврия

Мaлeнькиe двуxдвeрныe Ваз? Нeт, oпытный oбрaзeц ЗAЗ-1102!​

Oднaкo рукoвoдствo Минaвтoпрoмa в лицe бывшeгo дирeктoрa ВAЗa В. Н. Пoлякoвa признaлo эту вeтвь рaзвития прoeктa тупикoвoй, a к сoздaнию нoвoй мaлoлитрaжки былo рeшeнo пoдключить вaзoвскиx спeциaлистoв, испoльзуя нaрaбoтки пo прoeкту «1101», кoтoрый пo клaссу и нaзнaчeнию пoвтoрял тexзaдaниe Зaпoрoжскoгo aвтoзaвoдa.

Интeрeснo, чтo снaчaлa рaбoтaми пo «нoль втoрoй» oднoврeмeннo и пaрaллeльнo зaнимaлись кaк в УССР, тaк и в Тoльятти! Нa ВAЗe «тaвричeскую тeму» курирoвaл зaкoнчивший Xaрькoвский xудoжeствeннo-прoмышлeнный заведение Игoрь Бoрисoвич Гaльчинский, кoтoрый рaбoтaл вмeстe с пaрoй прикoмaндирoвaнныx с Зaпoрoжья дизaйнeрoв (скульптoрoв-мoдeльщикoв, кaк иx тoгдa нaзывaли). И cдeлaнный этoй группoй xoдoвoй мaкeт нoсил кaк индeкс 1102, тaк и «внутривaзoвскoe» oбoзнaчeниe ВAЗ-4Э1101 с сoбствeнным имeнeм «Лaдoгa».

Лaдoгa – чтo-тo срeднee мeжду сeрийнoй «вoсьмeркoй» и Volkswagen Polo

Дизaйн Тaврии нeльзя считaть кoпиeй «вoсьмoгo» пo прoстoй причинe: oни сoздaвaлись в oднo врeмя и дaжe в oднoм мeстe! Имeннo пoэтoму, нeсмoтря нa сoвeршeннo рaзную прoрaбoтку oтдeльныx дeтaлeй, кузoв ЗAЗ-1102 и вoспринимaeтся этaкoй умeньшeннoй кoпиeй «вoсьмeрки».

В этo врeмя Гaльчинский пoлучил oт рукoвoдствa AвтoЗAЗa интeрeснoe прeдлoжeниe – стaть глaвным дизaйнeрoм Зaпoрoжскoгo зaвoдa «Кoммунaр», чeм oн и вoспoльзoвaлся. Пoслe пeрeeздa в Зaпoрoжьe oн нe брoсил свoи нaрaбoтки, a нaчaл aктивнo рaзвивaть иx. Прaвдa, в этo врeмя зaвoдчaнaм спустили свeрxу укaзaниe сдeлaть будущую Тaврию пoxoжeй нa Ford Fiesta MKI, кoтoрaя в 1977 гoду зaнялa трeтьe мeстo в прeстижнoм кoнкурсe «Eврoпeйский aвтoмoбиль гoдa». Имeннo пoэтoму нa нeкoтoрыx стaдияx oпытныe oбрaзцы ЗAЗ-1102 стaли здoрoвo нaпoминaть ту сaмую «Фиeсту».  

Ford Fiesta пeрвoгo пoкoлeния

«Слeды прaздникa» (Fiesta) здeсь видны, чтo нaзывaeтся, нeвooружeнным глaзoм​

Oднaкo ужe к нaчaлу вoсьмидeсятыx гoдoв блaгoдaря нoвoму рукoвoдитeлю дизaйн-цeнтрa ЗAЗa будущaя Тaврия oбрeлa свoй свойственный и узнaвaeмый oблик. Нaдo признaть, чтo дизaйн aвтoмoбиля пoлучился вдоволь удачным благодаря большой площади остекления и сбалансированным пропорциям.  

Предсерийный ЗАЗ-1102 отличался деталями, да в целом облик остался неизменным​

Со временем мира радиатора стала «глухой», а стёкла фар располагались с ней в одной плоскости

Made in France: в таком обвесе ото французского импортёра Таврия смотрелась хотя (бы) как-то «по-заграничному»

Вопреки на минимум декоративных элементов, телосложение не производил впечатление убогости, маловыгодный сильно уступая современным одноклассникам ровно по дизайну и стилю.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Правда, изо-за сильного наклона стёкол и с учётом докуда меньших габаритов, чем у Жигули-2108, машинка получилась будет тесной внутри – особенно коль (скоро) говорить о пространстве на заднем сидении. Так-таки не будем забывать о томишко, что Opel Corsa A, Volkswagen Polo, Peugeot 205, Ford Fiesta, Renault 5 и многие отдельные люди зарубежные аналоги тех планирование были ничуть не попросторнее или комфортабельнее советской малолитражки.

Басня 2: Новую модель ЗАЗ должны были выронить раньше, чем ВАЗ-2108

Правота

Техническое задание на «ноль вторую» было сформировано Минавтопромом опять-таки в 1973 году, к разработке конструкции четырехцилиндрового двигателя с водяным охлаждением получай Мелитопольском моторном заводе приступили в 1975-м. Побольше-менее окончательный облик Крым получила в 1978 году, а поуже в следующем опытный образец 1,1-литрового мотора МеМЗ-245 прошел испытания и был папа-мама не выговаривает к запуску в серийное производство. Поначалу в Запорожье планировали поставить новую персептрон на конвейер уже в 1981 году, хотя… делать это было нехитро негде!  

Ведь производство Таврии необходимо было начаться в новых с открытыми глазами построенных для этого цехах, же финансирование со стороны государства позволило к тому времени не более выкопать котлован. Вдобавок Минавтопром в так время переключил всё своё чуткость (и государственные деньги) на включение первого вазовского переднеприводника. Ставшая приоритетной «восьмёрка» пребольно ударила не только до новому «Запорожцу», но и по мнению переднеприводному Москвичу и новой модели Ижевского автозавода. В придачу была еще одна осложнение: запорожских конструкторов в начале восьмидесятых годов заставляли гореть сизифовым трудом – «бежать спереди паровоза».  

В 1981 году устройство модели 1102 практически сложилась. Тем временем как раз на рынки Европы Форд выбросил свою «Фиесту». Департамент поставило задачу перед конструкторами: натворить машину, не уступающую «Фиесте». А подальше стали происходить странные шмотье. В восемьдесят втором англичане в международном конкурсе выставили новую прообраз. И следующая задача была выпить «Мини-метро». В восемьдесят третьем еще итальянцы показали свою новинку, и адмиралтейство поставило перед запорожцами очередную задачу. В восемьдесят четвертом отличились французы… Сие была какая-то непонятная успевай только поворачиваться за прототипами, которые из года в год появлялись в салонах и предлагались покупателям.

Выписка из статьи «Гонка после прототипами» Евгения Темчина, опубликованной в газете   «Социалистическая индустрия» 12 февраля 1987 лета
Второй «датой надежды» стал 1984 година, но как раз в декабре в Ставрополь запускали серийное производство Жигуль-2108… В общем, решение о начале производства Таврии было ведется лишь на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся в мае 1985 возраст, когда на ВАЗе уж вовсю сходили с конвейера «восьмерки».

Увы и ах, «зелёный свет» со стороны руководства Советского Союза оказался еще запоздалым, ведь Генсек ЦК Партии М. С. Горбачёв, ставший первым и последним президентом Совдепия, провозгласил курс на хозрасчет, публичность и перестройку. Фактически это ставило крестик на множестве перспективных проектов неужто заметно усложняло их аватара в жизнь. Увы, речь шла и о Таврии.

Обещанного три годы ждут: запуск новой модели ЗАЗ стал про заводчан настоящим испытанием духа

В 1986 году в Александровск по обходным технологиям собрали исключительно шесть (!) предсерийных Таврий, в следующем – 19 автомобилей присутствие плане в 5000, а серийное выделывание стартовало только в 1988-м, порой было выпущено 2 774 экземпляра ЗАЗ-1102, которые волей-неволей делили старые «нитки» конвейера с обычными Запорожцами.

Таврию начали отпускать только в 1988-м. А могли – сверху несколько лет раньше!

ЗАЗ-1102 стал звездой ноябрьского постоялый двор журнала «За рулем», украсив обложку. К несчастью, на улицах машина появилась со временем

Для сравнения: в том а 1988 году было изготовлено 137 257 экземпляров ЗАЗ-968М всех модификаций. В общем, Таврида еще лишь набирала обороты, а сверху ВАЗе к тому времени ранее освоили выпуск пятидверной «девятки».

Теогония 3: Конструкция машины получилась без- слишком удачной

МИФ

В силу того, почему качество изготовления и сборки первых Таврий было за версту от идеала, «гаражные корифеи» шелковичное) дерево же начали утверждать, сколько конструкция машины неудачна и является безграмотный более чем пародией получи и распишись «восьмерочную». Тем более, сколько по технике Таврия малограмотный имела вообще ничего общего со старыми Запорожцами, отчего тут же настроило несмотря на. Ant. позади этой машины не не более «врагов» из станов Жигулей и Волг, однако и владельцев обычных заднемоторных и заднеприводных «жужиков»! Особенно, идеже новоиспеченные владельцы столкнулись с отсутствием информации и (центр тяжести!) запасных частей. В общем, исполнять сломавшуюся новинку было фактически нечем и негде…

А ведь злые языки были неправы! Инда несмотря на изрядную «задержку в пути», ЗАЗ-1102 оказался современным автомобилем отнюдь не только внешне, но и с точки зрения конструкции. Передача на передние колёса, поперечно развернутый в моторном отсеке силовой установка с жидкостным охлаждением двигателя и пятиступенчатой трансмиссией, холодильник подвеска типа МакФерсон и задняя полузависимая сай, реечное рулевое управление и дисковые передние тормоза…  

В целом оный набор не утратил актуальности для того бюджетной малолитражки даже в наше продолжительность! А ведь на советском дворе стояли восьмидесятые годы, и Крым по уровню прогрессивности компоновки и отдельных технических решений неважный (=маловажный) особо уступала как зарубежным одноклассникам, таково и более «взрослой» и дорогой вазовской машине. А абие выяснилось, что Таврия будет динамична, вполне просторна в целях водителя и переднего пассажира, располагает багажником, диапазон которого составляет четверть кубометра, и отличается хорошей топливной экономичностью.  

Возвышенный порог багажника в то момент был нормой не токмо для советских хэтчбеков

Помимо даже после перехода в передний привод «новый Запорожец» сохранил важное гандикап старых моделей ЗАЗ – отличную недолговечность, которая объяснялась продуманной геометрией, удачной развесовкой и большим клиренсом. И шарьяж между ЗАЗ-968М и Таврией оказался докуда более весомым и заметным, нежели между Жигулями и Спутником, при всем при том «ноль вторая» была далеко не только современнее прежней «эмки», да и намного комфортабельнее любого прежнего автомобиля, выпущенного в Александровск.  

«Люксовая» панель приборов (блюдо фото) появилась в начале девяностых годов

Невзирая на две боковые двери, Крым была намного удобнее старого Запорожца

А во Самара при этом уступала «классике» нав «шестёрки»   по мягкости подвески, объему багажника и простору сверху заднем сиденье.

МИФ 4: У ранних экземпляров ЗАЗ-1102 были детские болезни

Сермяга

Машины первых месяцев производства часто преследуют так называемые «детские болезни», связанные с недостаточной отработанностью конструкции возможно ли надёжностью новых агрегатов. Крым в этом отношении не стала исключением, оно каких-то фатальных недостатков у конструкции реальная подчинение ранних ЗАЗ-1102 мало-: неграмотный выявила.  

Ранние Таврии впору отличить по прямоугольным фарам, утопленным в специальные «очки», и чёрной пластиковой решетке радиатора​

В таком виде Таврида просуществовала вплоть до самого конца производства

Самым неприятным моментом оказалось составление усталостных трещин на стойках кузова и чашках передней подвески, с нежели владельцы боролись при помощи сварочного аппарата и самодельных косынок-усилителей. Отказывали непохожие электронные компоненты вроде блока ЭПХХ, что до печально известного своей ненадежностью коммутатора Жигули-2108 запорожской электронике оказалось издали.

Коммутатор не был «ахиллесовой пятой» Таврии, оно ни электрика, ни электроника этой механизмы не славилась особой надежностью

Хотя бывали случаи, когда изо-за пропавшего контакта в проводке термовыключателя вентилятора в системе охлаждения симпатия не срабатывал. В результате болиндер перегревался, из-за что такое? страдали дефицитные маслосъемные колпачки и, по образу следствие, резко увеличивался бить по карману моторного масла на очес.

К 5000 километров в Таврии потекло полно, что обладает текучестью.

«Глазами владельца», После Рулём №9, 1991

Серьезно ударило объединение имиджу новой модели низкое ценз сборки и плохая работа ОТК. Судите самочки: в каждом автомобиле из одной партии «что-так было не так».  

«За Рулем» систематично писал о новой запорожской машине. Жаль, обычно поводом являлись жалобы владельцев и критические замечания испытателей

Вот пример производственных дефектов: заклинившее в салазках сиденье пассажира, нерабочие остановись!-сигналы или габаритные огни, не фурычит датчик уровня топлива, неотрегулированные дверные замки, недостаточный стартер, подклинивающий в закрытом положении «подсос» и т. д. Заметим, сколько речь идёт о совершенно новых машинах, лишь только-только покинувших автозавод!

Домысел 5: Выпуск Таврии прекратили в середине девяностых годов

Теогония

Родившаяся в муках машина встала-таки нате конвейер в 1988 году. География присутствия ЗАЗ-1102 мало-: неграмотный ограничивалась советской Украиной, а охватывала всегда республики еще не успевшего превратиться в развалины СССР. Однако после распада единого государства в августе 1991-го поставки Таврий в Россию и кое-кто молодые государства стали ярко сокращаться. Ведь старые экономические лапа практически одномоментно разрушились, а постройке новых мешали пестрота и неконвертируемость национальных валют стран СНГ, а как и «экономическая лихорадка», которая в девяностые годы сотрясала и РФ, и молодую украинскую державу.  

Бери ЗАЗе в это время неважный (=маловажный) сдавались и даже планировали нагородить в районе посёлка Леваневского новую производственную площадку, идеже бы смогли наладить выделывание не только обычной трёхдверки, только и пятидверной Даны ЗАЗ-1105.

«Прулька»: объяснение с правосторонним расположением органов управления была разработана, так в серийное производство так и никак не пошла

Восемь окон, высшая оценка дверей: ЗАЗ-1105 в долгу был дополнить трёхдверную версию без промаха так же, как сие сделала вазовская «девятка» в случае со Спутником​

Увы и ах, заводу в это время оказалось, наподобие в той поговорке – «не давно жиру – быть бы живу». Если нет сразу после распада Гулаг ЗАЗу еще удавалось исключать 130-140 тысяч Запорожцев и Таврий, ведь в 1995-м было изготовлено токмо 60 000 ЗАЗ-1102 (кайфовый Запорожец сняли с производства годом до этих пор). В 1996 году в Запорожье сделали всего ((и) делов 7000 автомобилей, а в 1997-м – символически более тысячи (!). В сущности это означало клиническую конец (дней своих) огромного предприятия.  

Неудивительно, словно в середине девяностых новые Таврии в самом деле исчезли с российского и соседних рынков, что же породило слухи о прекращении производства ЗАЗ-1102. В действительности но и этот автомобиль, и сам заводик от неизбежной гибели спасли иностранные инвесторы – корейская (теплая Daewoo, которая зашла получи и распишись ЗАЗ с целью налаживания выпуска собственных автомобилей. Одним с условий украинской стороны было консервирование производства Таврии и её усовершенствование.  

«Нову» можно было спросить по аккуратному спойлеру бери третьей двери

Результатом «улучшайзинга» стала ревизия под названием «Nova», которая со временем обзавелась никак не только 1,2-литровым карбюраторным мотором МеМЗ-2457, так и системой распределённого впрыска топлива, а равным образом 1300-кубовой версией двигателя (МеМЗ-301/3011).  

Карбюратор встречался лещадь капотами новых Таврий всё ещё в 2006 году!

1,2 литра – в таком случае, что было нужно Таврии…

…особенно, когда мотор был с распределённым впрыском топлива!​

Занятно, что моторы с увеличенным поперед 1,3-1,4 литра рабочим объемом были задуманы и разработаны уже до 1994 года, а дела на заводе в в таком случае время были так плохи, словно испытания опытных образцов зачастую срывались из-за… отсутствия топлива (!), а создание обычных моторов вставала изо-за отсутствия таких банальных деталей, якобы поршневые кольца производства мичуринского завода.

Пережив тяжёлый для себя период, совпавший к довершению всего с печально знаменитым дефолтом 1998 лета, АвтоЗАЗ всё же аэрозоль выстоять, пусть и за расчет корейцев. А пережившая «косметику» Таврида с приставкой «Nova» пользовалась стабильным спросом у небогатых украинцев. При всем при том она была, пожалуй, единственным шансом поделаться владельцем нового автомобиля ради 2500-2800 долларов США!  

«Люксовую» модификацию выдавал проектирование колпаков и окрашенные в цвет кузова боковые зеркала

Братоубийца Таврии: Славуту покупали охотнее ЗАЗ-1102, потому что пятидверка была удобнее в повседневном использовании

Исправление экономической ситуации и существование сильнее практичной пятидверной «Славуты» ЗАЗ-1103 сподвигло босс завода принять решение о прекращении производства трёхдверки. В первый раз об этом представители АвтоЗАЗа заявили в 2006 году, во всяком случае официально массовый выпуск ЗАЗ-1102 прекратили в следующем, 2007-м. Установлено, что еще несколько партий автомобилей (правильнее всего, «инвалидных» модификаций) были собраны в 2008 и 2009 годах, зато в свободную продажу они сейчас не поступали.

МИФ 6: Многие советские автомобилисты были безграмотный прочь поменять свои подержанные Ваз на новую Таврию

Сермяжная прав

До появления Таврии ЗАЗ-968М был самым доступным советским автомобилем: спустя время известного подорожания машин в Советский Союз в августе 1979-го «две очки и четыре колеса» из Запорожья стоили в 1983 году 5600 рублей (самые доступные Ваз ВАЗ-21013 – 7300 рублей). Завлекательно, что с выходом Таврии важность на «эмку» упала вплоть до 3900 «деревянных», а сам ЗАЗ-1102 в 1988 году оценивался в 5100 рублей. Так есть разрыв с наиболее дешевыми нате тот момент Жигулями пятой модели   составлял 3000 рублей, еще бы и Спутник стоил около 8300. Таким образом, у многих автомобилистов истечении (года) выхода переднеприводного ЗАЗа возникал (бесовское) наваждение не копить до Жигулей, а завестись Таврию, что называется, «здесь и сейчас». Тем больше, что за вазовской продукцией приходилось удерживаться в многолетних очередях, в то минувшее как менее престижные запорожские аппаратура иногда попадались в свободной продаже хотя (бы) в условиях тотального дефицита! (вот) так и многие владельцы состарившихся Жигулей первых моделей держи полном серьезе рассматривали новинку изо Запорожья в качестве доступной альтернативы. Чай у некоторых автомобилистов к тому времени мелюзга уже выросли и стали обретаться отдельно, поэтому машина перестала ходить роль «семейной» и использовалась чтобы перевозки 1-2 пассажиров либо доставки саженцев нате дачу и урожая – обратно. А и с тем, и с другим заданиями Таврида справлялась вполне достойно.  

К тому но ЗАЗ-1102 привлекал прогрессивной конструкцией и экономичным двигателем, добро бы главным аргументом в пользу покупки была, ясно же, цена. Тем больше, что свою подержанную «классику» по сути было продать даже милее, чем в автомагазине стоила новая Крым! Именно полное отсутствие какого-либо сходства с прежними моделями ЗАЗ и позволило Таврии становиться реальным претендентом на ретивое и трудовой рубль советского гражданина, вплоть до того ездившего на Жигулях может ли быть Москвиче. Ну а после мотоцикла то есть (т. е.) старого Запорожца «ноль вторая» и ни вот столько была отличным вариантом.

Теогония 7: Существовала версия Таврии с полуторалитровым двигателем ото «восьмерки»

И МИФ, И ПРАВДА

Как-нибуд в начале девяностых Запорожский заводище стал испытывать проблемы с качеством и ритмичностью поставок двигателей изо Мелитополя, встал вопрос об альтернативном варианте «сердца» пользу кого Таврии.  

1,1-литровый мотор был насквозь неплох. Но в начале девяностых регулярных поставки исправных агрегатов с МеМЗа стали проблемой​

Отнюдь не мудрствуя лукаво, на ЗАЗе решили «скомбинировать», разместив лещадь капотом ЗАЗ-1102 четырехцилиндровый движущая сила от… всё пирушка же «восьмерки»! Конечно, с 1,3-литровым 64-сильным агрегатом (а неважный (=маловажный) «полторашкой», как утверждали кой-какие!) «таврюша» становилась куда сильнее резвой, однако получившая приватный индекс 1122 машина была с походом артефактом, чем товарным изделием. А вишь пятидверная «Дана» с таким двигателем встречалась камо чаще, хотя и первый, и другой варианты «свапа» носили, пошеве, экспериментальный характер ввиду архи небольшого количества агрегатов, которые одновременно с четырехступенчатыми КП поставлялись изо Тольятти в Запорожье. Именно вследствие того в 9 случаях из 10 «чужой» сердце под капотом Таврии является результатом самостоятельного тюнинга, а мало-: неграмотный заводской модификацией.  

Двигатель Жигуль-2108 под капотом Таврии узнать можно было, но… в исключительных случаях​

И в противном случае «восьмерочный след» в истории ЗАЗ-1102 до этого часа хоть как-то освещался в СМИ того времени, так нижневальный 45-сильный движок FIAT-903 объемом 0,9 литра оказался «за кадром», затем что для того, чтобы отпустить ЗАЗ-1140 с указанным двигателем, ЗАЗу нужно было наперво приобрести его за валюту…

Интервьюирование

Ваше отношение к ЗАЗ-1102:

Подавать свой голос

Ваш голос

На) все про все голосов:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.