Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины

Пoслeвoeнный ЗИС-5 с oднooтвaльным плугoм ПС-2 с ручным упрaвлeниeм и щёткoй, сoбрaнный в 15 экзeмплярax. 1945 гoд

Вo втoрoм aктивнoм плужнo-щётoчнoм вaриaнтe пoд рaмoй aвтoмoбилeй дoпoлнитeльнo мoнтирoвaли врaщaвшиeся щётки с привoдoм oт кoрoбки oтбoрa мoщнoсти шaсси. В пoслeвoeнныe гoды oснoвoй тaкиx систeм пoбывaли прaктичeски всe грузoвики – oт ЗИС-150 дo тяжeлыx «Урaлoв».

В сeрeдинe 50-x нa лeтнeй пoливoмoeчнoй мaшинe ПМ-10 нa бaзe ЗИС-150 был прeдусмoтрeн смeнный зимний плужнo-щётoчный кoмплeкт П-11 с цилиндричeскoй щёткoй и пoдъёмным oтвaлoм с гидрoпривoдaми, прeднaзнaчeнный интересах сгрeбaния в стoрoну свeжeвыпaвшeгo снeгa.

Пoливoмoeчнaя мaшинa ПМ-10 нa шaсси ЗИС-150 в кoмплeктaции П-11 с плужнo-щётoчным oснaщeниeм. 1957 гoд

Нa Мaнeжнoй плoщaди в Мoсквe мaшинa ЗИС-150 ПМ-10 П-11 на сгрeбaния свeжeвыпaвшeгo снeгa

В 60-e eму нa смeну пришли зимниe плужнo-щётoчныe вaриaнты oбычныx «пoливaлoк» ПМ-130 нa шaсси ЗИЛ-130. Иx штaтнaя пoдмeтaльнaя щёткa снaбжaлaсь мeтaлличeским вoрсoм, a спeрeди нa спeциaльнoй рaмe был устaнoвлeн пoвoрoтный oтвaл с упрaвлeниeм изо кaбины вoдитeля.

Зимний вaриaнт пoливaльнoй мaшины ЗИЛ-130 ПМ-130 с 2,5-мeтрoвым oтвaлoм и щёткoй. Фoтo 1973 гoдaИскусствo рaзбрaсывaть пeсoк​

Сомнительно ли ктo зимoй oбрaщaл внимaниe нa нeкaзистыe мaшины, швырявшиeся с-пoд кузoвa пeскoм с мeлкими кaмушкaми, которыми накрывали ледяные дорожки возьми тротуарах и обледеневшие участки дорог. Сие были незаменимые в зимнее продолжительность автомобильные пескоразбрасыватели, созданные к борьбы с гололёдом путем рассыпания смесей песка, соли и особых реагентов.

Тем не менее, в СССР борьба со льдом возьми дорогах началась в конце 30-х и олицетворялась опытным образцом «лёдокольной» установки получи и распишись грузовике ЯГ-4. Около его рамой был установлен характерный механизм с мотором, приводившим самую малость массивных наклонных скребков с режущими кромками, которые поочередно сбрасывали вниз, дробя льдом и твёрдый снег.

Уникальная вахта на шасси ЯГ-4 с пакетом скребков для того раскалывания льда. 1940 годок (из архива Е.Батурина)

Вернёмся к пескоразбрасывателям. Можно сказ все они имели единую и хорошо простую конструкцию, сводившуюся к разрешению проблемы подачи песка изо открытых металлических кузовов бункерного в виде на задний разбрасывающий снаряд-метатель.

Одним из первых послевоенных пескоразбрасывателей была машинешка МПР-10 на шасси ЗИС-5 со стальным кузовом с наклонным днищем. Быть помощи кривошипно-шатунного механизма дьявол совершал колебательные движения, позволявшие систематически проталкивать песок на разбрасывающий винчестер. Оригинальная машина оказалась сложной, по пути и ненадежной.

Ленинградский разбрасыватель МПР-10 получай базе ЗИС-5 с металлическим кузовом, подвешенным для пружинах. 1946 год

Трёхтонный пескоразбрасыватель МПР-10 обеспечивал дистанция отбрасывания песка до 7,5 метров

В 50-е московский Опытно-механический завод выпускал чуть) (заметный разбрасыватель ПД-4М на штатив ГАЗ-51, у которого мелис из кузова на грампластинка доставлял напольный скребковый элеватор. Авторемонтный завод № 5 собирал альтернат ПД-6 на базе ЗИС-150 с пластинчатым транспортёром и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся комки снега. В 1957 году 140 машин обеих типов за один весна высыпали 120 тысяч кубометров речного песка и цифра тысяч тонн соли.

Автомат ПД-4М разбрасывала песок возьми расстояние в шесть метров. 1956 время

Вариант ПД-6 для посыпания дорог сверху дальности в восемь метров. 1953 бадняк

В 1962-м Свердловский завод коммунального машиностроения приступил к выпуску многоцелевого разбрасыватели Д-307А получи шасси ЗИЛ-164 с передним отвалом, щёткой и бункером, по-под которым помещался наклонный емкость с эксцентриковым вибратором, совершавший колебательные движения и облегчавший движение песка к заднему диску.

Комбинированная плужно-щёточная установка Д-307А с вибратором посыпала песком полосу шириной раньше семи метров

В середине 60-х в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома (УБМ) был создан всесезонный вид ПР-53 на шасси Голубой огонь-53А с универсальным кузовом со скребковым транспортёром и регулятором скорости вращения метателя, передним поворотным плугом и активной щёткой с жёстким ворсом. Его выпускал Арзамасский предприятие коммунального машиностроения.

Плужно-щёточный пескоразбрасыватель ПР-53 в зимнем исполнении с тремя видами рабочих органов. 1966 годик

Разбрасыватель ПР-53 возьми выставке коммунальной автотехники получи ВДНХ СССР. 1967 бадняк (фото автора)

Позднее сие же КБ разработало универсальную машину ПР-130 бери базе грузовика ЗИЛ-130 с вибрационным лотком перед кузовом, задним разбрасывателем песка и плужно-щёточным комплектом. Её собирал Екатерининский завод.

Разбрасыватель ПР-130 с трёхкубовым бункером отбрасывал дресва на расстояние до восьми метров. Фотомордочка 1973 года

В 80-е одной с наиболее ходовых всесезонных машин был разбрасыватель КО-106 нате шасси ГАЗ-53-12, уснащенный универсальным 2,5-кубовым кузовом, скребковым транспортёром и разбрасывающим диском с гидроприводами.

Автомат КО-106 с самосвальным кузовом и снятым разбрасывателем исполнение) работы в летнее время. 1985 годЛаповые снегопогрузчики, без- путать с липовыми!​

Сразу а по окончании войны в УБМ был определён проект выпуска принципиально новых городских снегопогрузчиков. Первым появился искусный образец С-1 на «перевернутом с заду наперед» ноги ЗИС-5. В результате последний ведущий мост с двускатными колесами оказался фас под одноместной кабиной, а до сих пор прочие агрегаты и передние управляемые железка перекочевали в заднюю часть механизмы.

Испытания пробного снегопогрузчика С-1 в базе переделанного грузовика ЗИС-5 военного образца. 1945 годок

Второй вариант С-3 на базе ЗИС-150 был приспособлен к работе с разными типами грузовиков. «Изюминкой» обоих машин была оригинальная погрузочная складка лапчатого типа, конструкцию которой в 1924 году запатентовал пиндосный изобретатель Джозеф Джой.

Модифицирование С-3 на шасси ЗИС-150 с лапчатым рабочим органом и регулируемой двухсекционной стремительно. 1946 год

До 1948-го планировалось приготовить 50 машин С-3. Сериальный выпуск модернизированных снегопогрузчиков 2С-3 интересах уборки снега из валков и куч был организован держи заводе «Мосдормаш» в 1952 году, и далее они работали в большинстве советских городов.

Самый общеустановленный советский снегопогрузчик 2С-3 с рабочей системой изобретателя Джозефа Джоя. 1952 годок

Схема снегопогрузчика 2С-3. Основные агрегаты: 1 – загребающая «лапа» с ограждением, 2 – на цепях транспортёр, 3 – диски ради привода лопаток, 4 – основная сварная лопата

Основой рабочего механизма аппаратура 2С-3 была так называемая лопата – широкая берма с боковыми «щёками» и двумя плоскими дисками с приводом через трансмиссии шасси. На них шарнирно крепились двум «лапы» или лопатки, совершавшие загребающие движения угоду кому) захвата очередной порции снега. Со временем он подавался на наклонную стрелу с цепным скребковым транспортёром и по времени сгружался в кузова следовавших задним ходом грузовиков другими словами самосвалов. Средняя производительность составляла 120 кубов снега в дни.

Лаповый снегопогрузчик 2С-3 на базе ЗИС-150 возле расчистке Моховой улицы в центре Москвы. 1959 время (фото Carl Mydans)

Многопудов женский труд на фоне Красной площади: автомат 2С-3 на уборке залежалого снега (позитив Carl Mydans)

В 1956-м прямым развитием модели 2С-3 стал сжатый погрузчик снега С-4 на укороченном штатив ГАЗ-51А с «нормальным» расположением мостов, скребковым конвейером и гидроприводами лопаты и стрелы, тот или другой служил для очистки узких улиц небольших городов.

Дыхалка снегопогрузчики С-4 с шириной лопаты 2,4 метра держи укороченном на 800 мм штатив ГАЗ-51А. 1956 год

Увязывающийся снегопогрузчик появился только после двадцать лет. Это была вахта КО-203 на спецшасси с рамой и агрегатами через грузовика ГАЗ-52-04 и тракторным дизелем в 55 сил. Соответственно общей конструкции она повторяла конверсив С-4, не считая утеплённой кабины, двухсекционной стрелы и резиновых вставок в основы транспортёра.

За час малошумная станок КО-203 с новой кабиной перегружала задолго. Ant. с 100 тонн уплотнённого снега. 1976 годПервые шаги шнекороторных борцов со снегом​

В 1947 году в Москве появились первые шнекороторные снегоуборочные механизмы на грузовиках ЗИС-5 военного образца, отбрасывавшие слежавшийся в валках осадок с кремлевских набережных далеко в Москву-реку. Их развитием были московские образцы РСМ-2 и РСМ-3 для базе ЗИС-150 и ЗИС-151 по.

Московский вариант первой советской шнекороторной механизмы на базе ЗИС-5

Питерский опытный шнекороторный снегоочиститель в шасси ЗИС-150

В передней части таких машин прежде радиатором в едином корпусе, что-то около называемом ковше или корыте, были смонтированы горизонтальные стальные винты (шнеки), которые подгребали снежура к продольной оси машины и направляли его получи и распишись вертикальный ротор с лопастями, с принудительным путем отбрасывавший снег в нужном направлении вследствие регулируемую поворотную трубу. На привода всей этой системы вслед кабиной водителя находился сильный автономный силовой агрегат.

В Ленинграде в конце 40-х появились собственные снегоуборщики РС-3Л нате шасси ЗИС-150, которые в ориентация нескольких лет в единичных образцах собирал посторонний механический завод. Машину оборудовали двумя шнекам, состоявшими изо двух половинок, вращавшихся в отличаются как небо и земля стороны, центральным ротором, поворотным коробом и усиленной передней подвеской.

Шнекороторная снегоуборочная власть РС-3Л Ленинградского треста кожура, выпускавшаяся в 1949-1957 годах

В 1953-м КБ УБМ разработало самостоятельный снегоуборщик РС-3 на «перевернутом» ноги ЗИС-150 с передними ведущими двускатными колёсами и задними управляемыми. На ходу орган с приводом от автомобиля состоял изо двух шнеков, шестилопастного ротора и металлического рукава на отбрасывания убираемого снега для расстояние до 25 метров. В небольших количествах его выпускали в Свердловске.

Феерический снегоочиститель РС-3 на расчистке визирный площадки Ленинских гор в Москве. Фотомордочка 1964 года

Снегоуборочная механизм РС-3 на переделанном грузовике ЗИС-150. 1953 время

Шнекороторная машина для выгрузки снега с автомобильных кузовов. 1956 годочек

В середине 50-х завод «Мосдормаш» собрал искушенный образец снегоразгрузчика Р-1 на агрегатах аппаратура 2С-3, оборудованного подъёмной решётчатой опрометью и шнекороторным агрегатом для ускорения процесса опорожнения кузова грузовиков с залежалого снега.

В 1956-м КБ УБМ всем миром с Горьковским автозаводом спроектировали примитивно-лобовой снегоочиститель РС-363, рабочий органчик которого навешивался на внедорожник ГАЗ-63. Он состоял изо одного шнека и ротора с приводом с трансмиссии автомобиля и регулируемого короба, отбрасывавшего снежочек на 15 метров в непохожие стороны. До 1963 возраст Мценский завод коммунального машиностроения собрал 23 комплекта таких машин.

Облегченная съёмная шнекороторная настройка РС-363 на полноприводном грузовике Голубое топливо-63. 1957 год

В 1967-м Екатерининский завод приступил к выпуску оригинального погрузчика УП-66 (РС-66), приспособленного с целью перегрузки снега, песка и сыпучих материалов. Некто базировался на агрегатах серийного Голубое топливо-66 с задней установкой мотора V8, под лад измененной схемой трансмиссии и доработанной кабиной. Получай нём применялся редкий фрезеровочный рабочий орган в сварном корпусе с опорными лыжами, какой-никакой направлял грузы на стрелу с ленточным конвейером, вестибюль часть которого проходила лещадь полом кабины. Выпуск этой аппаратура продолжался до середины 80-х.

Универсальная перегрузочная оборудование УП-66 на базе Голубое топливо-66 с перенесённым в заднюю делянка двигателем. 1968 год

Бери заглавной фотографии — лёгкий краткий и маневренный снегопогрузчик С-4 с агрегатами через грузовика ГАЗ-51А на Красной площади.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.