В 1957 году американский журналист попросил Хрущёва пустить его в НАМИ, но КГБ распознал шпиона

Чeм мoг привлeчь aмeриaнскoгo журнaлистa oтeчeствeнный НAМИ, скaзaть труднo – пoслe вoйны в институтe прaктичeски свeрнули кoнструктoрскую дeятeльнoсть, xoтя тaмoшниe инжeнeры успeли к нaчaлу 50-x гoдoв oтмeтиться пoдeлкaми в видe «Бeлки» Дoлмaтoвскoгo, кoтoрую рaзнeсли в пуx и прax нa зaсeдaнии тexничeскoгo сoвeтa, разве пaрoвoгo грузoвикa, в бaзoвoй мoдификaции пoлучившeгo индeкс НAМИ-012 – нa 100 км пути eму трeбoвaлoсь oкoлo 400 кг дрoвишeк. Тexнoлoгичнo!  

В oстaльнoм жe НAМИ зaнимaлся испытaниeм oтeчeствeнныx aвтoмoбилeй, ужe дoвeдённыx дo кoнвeйeрa, и «скицирoвaл» зaрубeжныe кoнструкции, a пoпрoсту гoвoря, вoрoвaл иx. Прoцeсс этoт был пoстaвлeн нa пoтoк, притом нa сaмoм высoкoм гoсудaрствeннoм урoвнe. Втoрaя пoслeвoeннaя вoлнa «скицирoвaния» пришлaсь кaк рaз нa сeрeдину 50-x – лeтoм 1956 гoдa в НAМИ oкoлo двуx месяцев даже если действовала выставка «честно украденного» – микролитражки, лимузины, спорткары, грузовики, автобусы, моторы, материалы обшивки… Самое известное изо того, что дошло предварительно конвейера, – это Fiat-500, превратившийся в ЗАЗ-965, в таком случае есть в знакомого нам с детства «горбатого Запорожца». Ваша правда, параллельно с НАМИ его тщательно изучали получи Московском заводе малолитражных автомобилей, воплощая и осмысливая конструкцию в натренированный «Москвич-444» .

«Скицирование» было хоть куда тем, что им позволяется было заниматься совершенно нескрытно, ведь результаты этих «исследований» предназначались с целью внутреннего рынка, а те изо немногих автомобилей, что шли бери экспорт в то время – положим, ГАЗ-69, не несли в своей конструкции узлов, в соответствии с которым можно было нахватать патентную претензию, особенно получи и распишись тех рынках, куда сей внедорожник отгружали. Едва ли никак не основной целью практически каждой командировки советских инженеров, до скорой встречи то выезд на выставку али на завод, было вскрывание всего, что можно стянуть, то есть, пардон, усваивать, и те, кто выезжал, правда знали, куда смотреть.

Триеннале в НАТИ летом 1956 возраст, открытая экспозиция

Так, в 1957 году нате Женевский автосалон выехала делегация в составе Главного конструктора ГАЗа Борисова, Главного конструктора НАМИ Липгарта, Главного конструктора МЗМА Андронова, Главного конструктора объединение автобусам на ЗИЛе Киселёва и Главного конструктора ЯАЗа Малышева. Яко сказать, лучшие люди! Отчитавшись о поездке коротенькой запиской, они приложили указатель необходимого к закупке. Среди прочего – один или два наименований легковых автомобилей: «Ситроен ДS-19, Воксхол Тора, Форд-Зефир с автоматической трансмиссией, Остин Оксфорд с автоматическим выключением сцепления, Симка-Аронд с механизмом “Симкаматик”, Плимут, Форд с автоматической трансмиссией». Пупок развяжется это пошло? Скажем, Citroen DS19, а, конкретнее, его гидропневматическую подвеску после всего испытаний и опять же скицирования, скрестили… с ульяновской «Буханкой»! Черезо несколько лет, в 1963 году, по сию пору тот же НАМИ испытывал искусный автомобиль УАЗ-452Г, а попозже гидропневматику смонтировали даже в «рафике»!…

Выставка в НАТИ в летнее время 1956 года, открытая размещение

Справедливости ради отметим, какими судьбами в 1957 году НАМИ однако же пытался заниматься оригинальными конструкторскими разработками, однако опять же, не минуя оглядки на запад. В архиве того а Отдела машиностроения ЦК КПСС я обнаружили животрепещущее письмо одиннадцати инженеров института: «К Вы обращается группа коммунистов, работающих в Специальном Конструкторском тотализатор №2 НАМИ. Наше бюро работает надо созданием газотурбинного двигателя мощностью раньше 400 л.с., предназначенного для большегрузных автомобилей и тракторов». Авторы книга сообщают, что сразу а после окончания войны «большинство автомобильных концернов и многие фирмы» начали исследования ГТД, «особенно барином поставлены работы в этой области в США, Англии, Италии, ФРГ, Франции». «Значительный счастливый конец за границей в деле создания газотурбинных двигателей объясняется чертовски широтой размаха всей научно-исследовательской, конструкторско-экспериментальной и производственной деятельностью, мало-: неграмотный знающей серьёзных ограничений в необходимых средствах и мощностях».  

С позиции общеизвестной нате сегодняшний день информации сие заявление выглядит несколько анекдотично, так тогда на фоне возможностей НАМИ заграничные работы нечего гре не знали таких серьёзных ограничений, с которыми сталкивались советские конструкторы! Бросьте говоря, авторы письма просили наболтать им штатных единиц, обогатить производственную базу и… увеличить оклады! «Глубоко переживая наши, паки (и паки) весьма недостаточные успехи в создании газотурбинных двигателей, чувствуя свою грех пополам за общий ход и результаты всех работ, пишущий эти строки обращаемся к вам с просьбой тяжко изучить поднятые нами вопросы и признать по ним соответствующее решение».

Ответная информация на письмо 11-ти конструкторов НАМИ «о недостаточном размахе проводимых работ сообразно созданию ГТД малой мощности», сообщала: «Лаборатории сего бюро укомплектованы необходимыми приборами и оборудованием. Производственной базой является знающий завод НАМИ, который в свою очередь располагает всем необходимым оборудованием, всё-таки производственные мощности завода неважный (=маловажный) используются из-за недостатка квалифицированных рабочих. В последнее благоп на завод принято большое добыча молодых рабочих из числа окончивших ремесленные училища». Обаче, к денежной просьбе всё а прислушались. Письмо инженеров СКБ№2 НАМИ было получено 11 февраля, и поуже в марте оклады инженерно-технических работников были «увеличены в частности на 20%». В тот годочек на нескольких машиностроительных предприятиях Хомикус советикус прошли самые настоящие забастовки, докладные воспоминания по которым рассматривались в Центральном Комитете. Всему вероятию, «наверху» решили, что маловыгодный хватает им только бастующих конструкторов НАМИ…

Возвращаемся к нашему американскому журналисту Дэвиду Скотту – что-что же такого он хотел заявить в НАМИ – институте, который у сотрудников крупных советских заводов, покладисто скажем, «не котировался»? Сие так и осталось загадкой, однако особисты не дремали!

Получи следующий день после телеграммы Скотта для имя Хрущёва, то уписывать 25 сентября, в ЦК КПСС пришла письмо. В ней сообщалось, что, по мнению данным КГБ, Дэвид Скотт прибыл в Совок не просто как путешественник, но ещё и на собственной машине. Оказалось, фигли этот «уроженец Нью-Йорка», обитающий в Лондоне, «поставляет» американским журналам «материалы, неважно характеризующие СССР и страны народной демократии», рядом этом в 1948 году Скотт как «проживал под видом корреспондента в Чехословакии, и в 1949 году было от того места выдворен за разведывательную деятельность». По времени этого Скотт перебрался в Венгрию и в время событий в октябре-ноябре 1956 возраст, когда, напомним, СССР подавил танками антисоветское икки, «занимался разведывательной деятельностью и связью посередке контрреволюционными организациями, за какими судьбами был выслан из Венгрии». Затем, если верить составителям труды, вездесущий Скотт успел проведать Польшу, ГДР и осенью 1957 годы въехать в СССР, будучи выявленным шпионом! Каким образом с такими «анкетными данными» квирит США сумел просочиться помощью польско-советскую границу, другой раз каждым отдельно взятым иностранцем, желавшим в так время посетить СССР, занимались один или два «комитетчиков», остаётся загадкой. Кто такой недоглядел? В общем, мы видим, кое-что и к этой записке тоже вдоволь вопросов.

Фрагмент письма, подготовленного с привлечением Чека в ответ на телеграмму Скотта

Давайте скажем, что Дэвид Скотт получил благословение посетить НАМИ. Вот возлюбленный заходит, знакомится с нашими инженерами, ему делают экскурсию вдоль лабораториям, показывают Завод опытных конструкций, потому – дружеский обед. И Скотт начинает распытывать наших инженеров, что ну да как. Наши, хлебнув воздуха свободы получай закончившемся только месяц отдавать Фестивале молодёжи и студентов, начинают перебивая наперсник друга втолковывать живому русскоговорящему американцу насчет отставание от западных фирм, относительно «скицирование», про недостаток оборудования, для нехватку кадров и – самое страшное! – оборона низкие оклады. По возвращению Дэвид садится из-за пишущую машинку и начинает марать статьи о победе социализма в розно взятом советском НИИ, так есть лить воду держи мельницу проклятых империалистов.

Понятная вещь, что чекистам такой подарочек и на халявинку не сдался, поэтому они сообщают Заместителю заведующего Отделом машиностроения ЦК КПСС В. Фролову, тот или другой и готовил записку по телеграмме Скотта с привлечением «органов», следующее: «Дэвид Скотт занимается разведывательной деятельностью и является вредным с целью нас человеком. В связи с сим мы считали бы целесообразным просьбу Дэвида Скотта зарезервировать без ответа».

Перестраховались, делать за скольких говорится, и ладно – от греха подальше. Фактура, ещё остаётся очевидный вариация: гэбэшники просто взяли и сфабриковали всю эту историю. Ну-кася так, шутки ради. Следует же показать, что твоя милость занят защитой родины…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.