Хэтчбек бизнес-класса. Не звучит. Но чехам, похоже, все равно. Superb – не из тех машин, что называются глобальными и старательно соответствуют чаяниям самой широкой аудитории. Представители Skoda даже перестали бороться с постоянными кивками на родственный Volkswagen Passat. Да, мол, Volkswagen – это наше все, и нам приятно работать с лучшим. Или вы ждали, что кто-то из сугубо патриотических соображений бросится делать машину самостоятельно? Нет, современный автопром так давно уже не работает.
Тот факт, что в основу машины положена фольксвагеновская платформа MQB даже вдохновляет. Это значит, что все будет продуманно, качественно и технически совершенно. А уж с самоидентификацией у Superb проблем не было никогда. Хэтчбек бизнес-класса – явление, конечно, необычное, зато почти каждый точно знает, о какой машине идет речь.
К этому типу кузова Superb пришел эволюционным путем. Седаном был только первый Superb образца 2001 года, тоже, кстати, построенный на базе тогдашнего VW Passat. Машину с необычайно большой колесной базой готовили для специфичного китайского рынка, но рискнули предложить и в Европе, где концепция хоть и не выстрелила, но была принята. Модель второго поколения была и седаном, и хэтчбеком одновременно, предлагая потребителю хитрый механизм, который позволял открывать крышку багажника как отдельно, так и вместе с задним стеклом. Трюк выходил весьма эффектным, но сам механизм оказался сложным, дорогим и не очень нужным. Да к тому же сковывал руки дизайнерам – корма предыдущего Superb вышла очень компромиссной, а сама машина казалась непропорциональной. Не то что теперь.
Внешность флагмана третьего поколения чехи засветили еще год назад в виде купеобразного прототипа Skoda Vision C, но серийный вариант получил совершенно классические пропорции трехобъемного кузова. Без намеков на пятую дверь, которая у Superb замаскирована еще лучше, чем у Octavia и Rapid. Шеф-дизайнер марки Йозеф Кабан сотворил строгий пропорциональный образ с удивительной чистоты линиями, который совершенно не кажется скучным. Кузов и колея стали шире, отчего машина выглядит приземистой и совсем не кажется излишне габаритной. Хотя меньше при этом не стала.
Трудно представить, с чем еще можно сравнивать простор в салоне Superb. Колесная база выросла на 8 см, но ощущения, что они еще дальше отодвинули заднего пассажира, не возникает. Салон немного перекомпоновали, отдав лишнее багажнику и сделав более широкими задние двери. В плечах точно стало просторнее, а положить ногу на ногу, сидя за водителем среднего роста, можно было и прежде. В комплектациях побогаче на боковине правого переднего кресла устанавливаются клавиши регулировки, чтобы задний пассажир мог организовать себе еще больше места – явное указание на то, кто из седоков главнее. У задних пассажиров теперь есть и собственная климатическая установка, и возможность управлять бортовой медиасистемой. Однако организована она нестандартно – пассажир может подключить к системе свой планшет или смартфон, и уже с него вмешиваться в настройки или выбирать радиостанцию. На такой случай чехи предусмотрели специальные кронштейны для гаджетов, которые устанавливаются на центральный подлокотник или на подголовники передних кресел.
А эти очаровательные зонтики в дверях? Их теперь два, и прячутся они в торцах не задних, а передних дверей – предполагается, что пассажир заднего сиденья выйдет наружу уже прикрытым от дождя. Все это – часть традиционного набора мелочей, которые и формируют фирменную концепцию Simply Clever. В багажнике нашелся переносной фонарик с магнитом, на лючке бензобака – скребок для льда, в боксе между сиденьями – карман для планшета. А съемная шторка багажного отсека при перевозке высокой поклажи (это же хэтчбек, не забыли?) гениально и просто укладывается за направляющими позади спинки заднего дивана. Сам отсек вмещает добрых 625 л и целых 1760 л при сложенных спинках задних сидений, причем в списке опций есть еще и пол-трансформер, который в верхнем положении организует ровную площадку от края бампера до плоскости сложенных спинок заднего сиденья. А открывается отсек махом ноги под задним бампером – не новое, но весьма подходящее хэтчбеку с его массивной задней дверью решение.
С той же педантичностью прорисован и изготовлен весь салон. Лаконичный интерьер очень похож на вольксвагеновский – достаточно лишь мысленно заменить накладки передней панели и эмблему на руле, но своя изюминка есть и тут: светодиодная подсветка по периметру, цвет которой можно выбрать. Жаль, что флагману не достался пассатовский дисплей панели приборов, который отлично бы вписался в этот стиль. Впрочем, и аналоговые циферблаты изготовлены со вкусом, а полюбоваться графикой можно на экране бортовой медиасистемы. Развлечений здесь в достатке.
Понятно, что автомобиль на платформе MQB не может быть размазней. Но для Superb с его явными акцентами в сторону задних пассажиров нужно было придумать что-то более комфортное. Например, адаптивную подвеску, которую хэтчбек получил в качестве опции. На выбор – пять режимов от Eco, в котором даже кондиционер старается лишний раз не включаться, до греющего Sport с зажатыми амортизаторами, упругим рулем и очень острыми реакциями на акселератор. Для узеньких серпантинов юга Европы, в изгибы которых длинный Superb вписывается не по габаритам легко, самое то. При этом постоянный вой двигателя на низких передачах слегка достает, но на такой случай есть режим индивидуальных настроек каждого узла машины, включая кондиционер.
В спортивном режиме Superb остается тряским, и это нормально. Вести его не так легко, как более компактную Octavia, но с чувством машины проблем нет, а послушность и скорость реакций даже не удивляют, а воспринимаются уже как само собой разумеющееся. Включив идеологически противоположный Comfort, в управляемости почти не теряешь, хотя чувствительность машины явно притупляется, а в салоне становится тише, благо коробка переходит на высшие передачи, а шасси перестает столь подробно повторять профиль дороги. Так заметно спокойнее, хотя до корабельной плавности японских седанов Superb не дотягивает совершенно. С таким набором резвых силовых агрегатов оно и к лучшему.
Формально гамма двигателей начинается со скромного 125-сильного мотора 1,4 TSI в паре с механической коробкой передач, но в России входным, скорее всего, будет 150-сильный вариант этого же агрегата вместе с коробкой DSG. Едет такой Superb степенно, но уверенно. Главное, не загонять стрелку тахометра низко или высоко – вытягивает малокубатурный мотор без энтузиазма, крутится старательно, но без оттяжки. Классический 1,8 TSI мощностью 180 л.с. – совсем другое дело: резвый, задорный, с хорошим подхватом в зоне высоких оборотов. В паре с DSG – очевидный лидер продаж.
И все же Superb с его задорным шасси достоин мотора помощнее. Двухлитровый TSI подается в двух вариантах, и даже младшая 220-сильная версия вызывает массу эмоций. Впечатляет даже не разгон в предельном режиме, а лихой, со свистом турбины, подхват после легкой заминки, требующейся коробке DSG на смену передачи. Или не требующейся, если шасси заранее было переведено в спортивный режим. Забираться в конфигураторе еще выше имеет смысл лишь по идейным соображениям, хотя шильдика V6 на корме уже не будет. Идеологическим наследником прежнего Superb V6 видится хэтчбек с 280-сильным 2,0 TSI, но тут уже хочется старчески возразить: «Не то». Прежний атмосферный 3,6 FSI хоть и был на 20 л.с. слабее, но вез одновременно и мощно, и солидно, оглашая окрестности благородным ревом. Нынешняя топ-версия конечно быстрее и резче (обгоны хочется совершать хотя бы ради этого бескомпромиссного подхвата с любых оборотов), но послевкусия уже не оставляет. А раз так, то зачем платить безумные налоги и доплачивать за обязательный полный привод? Хотя его то как раз можно было бы оставить, но вариантов, увы, немного.
Помимо топ-версии с полным приводом предложат 150-сильный Superb 1,4 TSI, но только в варианте с МКП, а также две дизельные модификации. Последние для нашего рынка едва ли актуальны – ни скромный 120-сильный объемом 1,6 л, ни обновленные двухлитровые моторы мощностью 150 и 190 л.с. спросом пользоваться не будут. Да и в Европе они как будто отходят на второй план. Причина в грядущих с сентября нормах Евро-6, от которых чехи не в восторге. Обязательная система впрыска мочевины даже для европейцев становится лишней головной болью. В таком варианте нам их не повезут точно, и жалеть об этом не приходится: 150-сильный дизель везет без восторга, а с МКП еще и требует аккуратности в выборе передачи. Хотя к самой механике с точным короткоходным приводом претензий нет.
Едва ли в Россию вообще повезут машины с механической коробкой. Superb свое дело знает крепко, и излишнее участие водителя ему ни к чему. DSG хорошо справляется с любым из двигателей, а от человеческого фактора страхует электроника. Машина многое может делать сама, и никакого отставания от родственного Passat в этом аспекте у нее нет. Например, системы удержания полосы Lane Assist не просто следит за разметкой, но и может сама держать машину в ряду, лишь напоминая водителю вибрациями руля, чтобы не отвлекался. Совсем бросить руль машина, конечно, не разрешит (стоит водителю отпустить баранку, как система отключится), но вальяжно катиться по трассе, поглядывая на пейзажи, позволит вполне.
С полным набором страхующей электроники Superb позволяет даже расслабиться в пробках, положившись на круиз-контроль. Система деликатно поддерживает безопасную дистанцию, самостоятельно останавливая и трогая автомобиль с места. А еще она умеет тормозить при выезде с парковки задним ходом, если сонары на бампере увидят едущий мимо автомобиль. Еще электроника распознает знаки и предупреждает о возможности столкновения. В общем, практически никаких ограничений по части внутрикорпоративной субординации.
Продажи Superb начнутся в середине года, а до России флагман доберется осенью. Цены обещают на уровне прежней модели, но, естественно, с поправкой на изменение курса рубля. О локализации речь не идет – российский рынок хоть и остается третьим для марки после китайского и немецкого, но на большие объемы продаж Superb в России чехи не рассчитывают. Эту машину у нас принято любить виртуально, отдавая деньги дилеру Toyota или Nissan. Ценовое предложение японцев чехам не перебить, а организовывать сборку в России из-за нескольких тысяч машин смысла нет.
Другое дело, что нынешний Superb, сбросивший со своего образа все признаки вторичности, вполне может составить мощную конкуренцию тому же Volkswagen Passat. Общая платформа здесь должна сыграть чехам на руку, ведь Superb можно подать, как более доступный и оригинальный автомобиль. А дальше – больше: следом появится универсал, а за ним наверняка выйдет вариант Scout с большим клиренсом и защитным обвесом. Универсал бизнес-класса повышенной проходимости кажется явлением еще более странным, но чехам, к счастью, все равно.
Иван Ананьев
Фото: Skoda