Почему ВАЗ – 2101, а КАМАЗ – 740? Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат

e7e2d2b11150e72b8ca13da68f42c4f5

Зa двa дeсятилeтия измeнилoсь и мeстo житeльствa, и мeстo рaбoты aвтoрa систeмы нумeрaции. Сaмуил Aбрaмoвич тeпeрь прeдстaвлял нe Гoрькoвский aвтoзaвoд, a Цeнтрaльный нaучнo-исслeдoвaтeльский установление тoпливнoй aппaрaтуры ЦНИИТA, тoжe пoдчинённый Минaвтoпрoму. Кaким oбрaзoм Чeлoв пeрeбрaлся с Гoрькoгo в Лeнингрaд? Oкaзывaeтся, к 60-м гoдaм зaвoдскoe бюрo тexничeскoй дoкумeнтaции вырoслo дo мeжoтрaслeвoгo сeктoрa. Eгo пeрeдaли с ГAЗa в НAМИ, нo нe в Мoскву в гoлoвнoй альма-матер, a в Лeнингрaдский филиaл НAМИ, кoтoрым и был ЦНИИТA. Тaким стрaнным oбрaзoм инжeнeр, рaзрaбoтaвший систeму aвтoмoбильныx oбoзнaчeний, и eгo «кoнтoрa» oкaзaлись в учрeждeнии, зaнимaвшeмся узкoй aвтoмoбильнoй спeциaльнoстью, систeмaми питaния двигaтeлeй – кaрбюрaтoрaми, тoпливными нaсoсaми, дизeльнoй aппaрaтурoй и дaжe нoвeйшими тoгдa систeмaми впрыскa бeнзинa.

ВAЗ-2101 – пeрвый и сaмый пaмятный с нoвыx индeксoв

Свoй дoклaд пo нoвoй систeмe нумeрaции Чeлoв нaчинaeт с oбъяснeния, чтo сoздaннaя им жe сaмим прeжняя систeмa зa прoшeдшиe 20 лeт исчeрпaлa свoи вoзмoжнoсти. «Глaвный нeдoстaтoк дeйствующeй систeмы нумeрaции мoдeлeй aвтoмoбилeй зaключaeтся в тoм, чтo иx двух- и трёхзначные цифровые индексы являются всего лишь числами заводов-изготовителей и невыгодный дают никакого представления о классе и эксплуатационном назначении автомобиля». Сильнее того, привязка индекса к заводу сделано утратила актуальность, поскольку многие модели были переданы с тех предприятий, идеже они изначально встали получи конвейер другим заводам. Оный же ГАЗ-69 выпускали безграмотный в Горьком, а в Ульяновске, ЗИЛ-158 мало-: неграмотный в Москве, а в Ликино-Дулёво, и спустя некоторое время, как полагал Челов, состав таких примеров будет прозябать.

Производство ГАЗ-69 передали бери УАЗ, а ЗИЛ-158 – держи ЛиАЗ. По Техническим условиям они эдак и остались ГАЗом и ЗИЛом со старыми индексами.

1 / 2

Исполнение ГАЗ-69 передали получи и распишись УАЗ, а ЗИЛ-158 – получай ЛиАЗ. По Техническим условиям они приблизительно и остались ГАЗом и ЗИЛом со старыми индексами.

2 / 2

А появилась и другая причина, по мнению которой старая система нумерации преимущественно не годилась. Челов подчеркнул, как из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей и неосмотрительного расходования номеров в (видах обозначения модификаций, выделенные до того диапазоны трёхзначных номеров к настоящему времени оказались близко полностью исчерпанными». Вступление Самуха Абрамович   завершает: «Таким образом, обращение на четырёхзначную систему обозначения изделий является неотложной задачей дня».

Ежеминутно и старые модели переименовывали в соответствии с новой системе. Был УАЗ-452В, стал УАЗ-2206.

В начале 60-х Челов предложил никак не просто перейти от трёх разрядов к четырём. Первые две знака индекса теперь должны были напрямки указывать на технические норма – класс автомобиля и его хмырик (легковой, грузовой, автобус). Спецификация достоинств предлагаемой системы занимает целую страницу машинописного текста. Выделим фундамент: «чёткую классификацию изделий и их модификаций», «смысловое разум индекса изделия, указывающее возьми его эксплуатационное назначение». Возле этом озвучивается долговечность системы, её направленность получи и распишись возможность учёта с помощью вычислительной техники и механизацию управленческого труда. А всё ещё, что важно для плановой экономики, получи контроль за технической политикой в автомобильной промышленности.

«Ижмаш» маловыгодный подчинялся Минавтопрому, но НАМИ давал ему обычные индексы автомобильного министерства. Примерно (сказать), ИЖ-2125.

В индексе изделия, вдоль мнению Челова, должны показываться его класс, вид и джек. При определении класса угоду кому) грузовиков предлагалось взять в качестве основания такой технический параметр, не хуже кого полная масса автомобиля, поелику при любом развитии конструкции в будущем не иначе она будет определять типоразмеры всех агрегатов данной аппаратура. Для легковых машин главным параметром Саня Абрамович   назвал литраж двигателя. Самый по этим показателям Отраслевая перпендикуляр. Ant. параллель, принятая в 1966-м, определяла первую цифру индекса. Полно машины на том заседании в сентябре 1964-го Челов поделил бери семь классов. 1 – задолго. Ant. с 1,2 тонны для грузовых, предварительно 1,2 литра для легковых, 2 – ото 1,2 до 2 тонн разве 1,2-2 литра, З – от 2 прежде 8 тонн и от 2 до 4 литров, 4 – с 8 до 12 тонн и сверх 4 литров, 5 – уже всего только тяжёлые грузовики полным весом 14-20 тонн, 6 – большегрузы толпой 20-40 тонн, 7 –самые взрослые машины, весящие больше 40 тонн. О базовом параметре угоду кому) автобуса в 1964 году вновь не говорится, позднее им станется габаритная длина кузова. И сие логичнее, чем, например, пятнадцать мест в салоне, поскольку зал одного и того же автобуса не грех скомпоновать по-разному, установив нужное обилие сидений.

Высший класс в (видах легкового автомобиля – четвёртый. Скажем, ЗИЛ-41044. Начиная с пятёрки – чуть коммерческий транспорт.

В то времена все существовавшие заводы опять можно было расставить эдак, что каждому доставалось «своё» триста. Единица обозначала ЗАЗ, цифра 2 – МЗМА, тройка – ГАЗ, фоска – ЗИЛ, пятёрка – МАЗ, льстец – КрАЗ и МоАЗ, семёрка – БелАЗ. Вторая циферка, по предложению Челова, должна была удостоверять на эксплуатационное назначение аппаратура. 1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – бортовые грузовики, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – автоцистерны, 7 – фургоны, 9 – выделенный транспорт, а восьмёрку почему-так оставили в качестве резерва. Третья и четвёртая цифры индекса обозначали шаблон конкретного автомобиля. Самуил Абрамович   был даю голову на отсечение, что 99 чисел нехрена на долгие годы. Пятая циферка указывала модификацию автомобиля. Весь, Челов считал, что переваливать индекс лишними цифрами мало-: неграмотный следует.

На деле Водан автомобиль порой попадал в отличаются как небо и земля классы. Шасси 5 класса КАМАЗ-53215, же самосвал 4 класса КАМАЗ-45143.

Помимо системы индексации автомобилей симпатия придумал систему цифровых обозначений любых узлов, агрегатов и деталей и успешно внедрил её вторично в стандарте 1943 года. Любая деталь носила семизначный колориндекс. Первые две цифры – классифицирование деталей, третья и четвёртая – группа, три оставшихся – номер конкретной детали. Такую систему новая индексация безбедно унаследовала от старой. С через принятого в 1943 году обозначения групп и подгрупп было совсем нечего делать сделать специальные индексы изделий смежных производств, в частности, топливной аппаратуры и электрооборудования, чай первые три цифры еще указывали на тип деталей и узлов.

В разных вариантах ЛиАЗ-5256 вмещал вариа количество пассажиров. Но метраж у него всегда одна

1 / 2

В разных вариантах ЛиАЗ-5256 вмещал разные разности количество пассажиров. Но апофема у него всегда одна

2 / 2

Тоже в 1964 году Челов предложил индексы двигателей с трёх цифр, обозначающих основную тип и дополнительной четвёртой для модификаций. Вплоть до нашего времени в печати в конечном итоге не расшифровывали таких индексов моторов, словно УЗАМ-331, ЗМЗ-402, УМЗ-4216, КАМАЗ-740. Архивные документы всё-таки прояснили. Число 1 обозначало моторы рабочим объёмом перед 0,75 литра, 2 – через 0,75 до 1,4 л, 3 – с 1,4 до 2 л, 4 – через 2 до 4 л, 5 – от 4 накануне 7 л, 6 – 7-10 л, 7 – 10-15 л, 8 побольше 15 литров. Позднее появилась равно как цифра 9 для газовых турбин. Возьмем, испытывались опытные образцы газотурбинных двигателей Метан-902.

УЗАМ-331.10

УМЗ-4178

Перед заседанием Коллегии в июле-августе 1964-го иконография новой системы разослали согласно конструкторским бюро всех заводов, выпускавших автомобили, прицепы, автомобильные агрегаты. Инженеры большинства предприятий, а то есть МЗМА, ЗАЗ, БелАЗ, УралАЗ, ЯМЗ, МеМЗ удачно отозвались о новой нумерации, ограничившись несущественными замечаниями. Отдельные люди и вовсе безоговорочно одобрили её – перо о представителях УАЗа, ЛАЗа, ЛиАЗа, НАМИ, Московского карбюраторного завода (МКЗ), Шадринского автоагрегатного завода. Же пришли и отрицательные заключения, заранее всего от ГАЗа и ЗИЛа, заводов электрооборудования АТЭ-2 и КАТЭК, НИИ автоприборов.

Конструкторы ГАЗа были в сравнении с чем новой системы индексов. Важнейший серийный автомобиль Горьковского автозавода с таким обозначением Голубое топливо-3102 появился только в 80-х.

Заслушать все «за» и «против» предстояло возьми том самом заседании в Техническом управлении Комитета до автотракторному машиностроению 11 сентября 1964-го. Клеймящий по стенограмме, дискуссия получилась вялая. Все на свете ждали выступления представителей ГАЗа и ЗИЛа, крупнейших автозаводов страны, а, метче, обоснования неприятия ими нового стандарта. Да никто из конструкторов сих заводов на заседание безлюдный (=малолюдный) явился! Не присутствовали инуде и работники МЗМА, УАЗа и других автозаводов. Представители АТЭ-2 И. Кирсанова и «Электрозавода» Н. Акулин упирали держи то, что их устраивает старушка система и никаких аргументов вопреки новой не привели. Администратор группы техдокументации УралАЗа Б. Флёров и лучший конструктор КрАЗа А. Малышев задавали вопросы, касающиеся частностей обозначения модификаций. Помощник ЦНИИТА Я. Гинзбург поддерживал своего коллегу Челова. В результате новую систему нумерации одобрили, хотя узаконили Отраслевой нормалью Некто-025270-66 только через банан года. Нормаль вступила в поступок с 1 августа 1966 года.

Нынешний самосвал ещё не КАМАЗ со сложными индексом, а «всего лишь» ЗИЛ-170

Дальнейшее процесс событий известно. Первый «легковой» коэффициент 1101 взял прямо в 1966 году НАМИ в целях проекта автомобиля «Василёк», какой-либо так и не реализовали. Зато новая политическое устройство очень пригодилась ВАЗу. Сие единственный в СССР автозавод, к продукции которого ни в каком виде приставки не- относились индексы образца 1943 лета. А как же КАМАЗ? Будто, завод в Набережных Челнах первым изо «грузовых» предприятий принял новую индексацию: 5320 – угоду кому) бортовой машины, 5410 – чтобы тягача, 5511 – для самосвала. Хотя опытные образцы будущих камских большегрузов, построенные ЗИЛом в 1969 году, единаче по старинке назывались ЗИЛ-170.

КАМАЗ-5320. Первоначальный массовый грузовик с новым индексом.

Вслед за за новыми автозаводами, в 70-х, «четырёхзначную» систему нумерации бурно внедрили ПАЗ, МАЗ, УралАЗ в модернизированных вариантах и модификациях прежних машин: Шлиц-3201, МАЗ-5549, «Урал-4320». Прочие давали новые индексы еще свежим разработкам: ГАЗ-3102, ЗИЛ-4331, ЛиАЗ-5256. Этим) начались «переименования» некоторых старых моделей: УАЗ-31512 в обмен. Ant. наряду с УАЗ-469Б, ЗИЛ-431410 на (место ЗИЛ-130, МАЗ-7310 награду МАЗ-543. Выдачей индексов занялся главнейший московский институт НАМИ. В некоторых случаях требовались цифры для заводов, неважный (=маловажный) подчинённых Минавопрому, их брали с резерва. Так получил близкие цифры «Ижмаш»: ИЖ-2715, ИЖ-2125, ИЖ-2126.

Отверстие-3201 отличался от Углубление-672 полным приводом. Первостепенный из новых индексов серийного автобуса.

Бесстрастно система индексов С. А. Челова, разработанная в 1964 году, действует впредь до сих пор, и НАМИ согласно-прежнему выдаёт нереализованные заблаговременно числовые индексы. Так, ненадеванный автомобиль «Аурус» получил «советский» имманентный индекс 4123, Lada Vesta – Жигули-2180. Но некоторые производители поуже отказались от прежней нумерации. Сначала всего это касается «Группы ГАЗ». (пред)положим, в заводской документации на грузовики «Газель» и «Газон» семейства Next боле нет никаких «советских» чисел.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.